История стилей

История стилей

Во все времена архитекторы при проектировании зданий придавали большое значение окнам и уделяли созданию этого конструктивного элемента особое внимание, так как от гармоничного сочетания архитектуры окон, их цвета, формы, размеров с типом здания и фасадом зависит облик здания, его красота. Размещение окон, размеры проемов, проектирование переплетов окон всегда оставались главными задачами архитектора в процессе проектирования. Так создавались фасады, которые благодаря общему гармоничному впечатлению отражали вкус времени и представляли определенный стиль.

До начала XIX столетия оконные створки, как правило, разделялись горбыльками или поперечинами, которые вначале примыкали непосредственно к стойкам каркаса. С начала XIX столетия стали применяться раздельные рамы. В этот период формы окон были очень разнообразны: круглые, эллипсовидные, арочные. Для того чтобы можно было широко открывать эти окна, начали использоваться штульповые (распашные) конструкции окон. Рамы в то время имели мелкое деление, что было связано с невозможностью производить стекла больших размеров.

Первоначально использовалось одинарное остекление, а на зиму в проемы вставляли вторые рамы.

До 1870 года в строительстве был распространен классицизм, стиль с характерными изысканными формами. Особым отличительным признаком оштукатуренных фасадов становятся крестообразные окна с большой нижней и маленькой верхней парой переплетов. Горизонтальная перекладина выполнялась как средник (импост), то есть вертикальная рейка, разделяющая подвижные створки окна, а вертикальная, чаще всего, как штупьп.

К классицизму относятся также окна с перекрестными горбыльками, со средним импостом или без него, простые двухстворчатые окна с поперечными горбыльками или без них — для зданий с малой этажностью. Типичными для классицизма являются слегка изогнутые оконные перемычки со стрелой подъема арки 1/7 ширины окна. Характерной особенностью этого направления в строительстве являются, прежде всего, подчеркнутая простота и склонность к строгим пропорциональным формам. В период классицизма был развит именно тот вариант окон с раздельными переплетами, который стал доминирующим на протяжения почти ста последующих лет.

С 70-х годов XIX столетия и до начала XX столетия окна изготавливаются в стиле неоренессанса. Они остаются вертикально удлиненными, однако верхняя фрамуга почти всегда выполняется в виде цельного стекла, не разделенного стойками. Окна приобретают Т-образный переплет с горизонтальным средником и вертикальным штульпом в нижней части. Вариантом такого переплета являются окна с форточкой, лежащей под средником, когда в окне появляется еще один более тонкий горизонтальный переплет.

С начала XX столетия в архитектуре начинает доминировать стиль модерн. Окна приобретают дополнительные перекладины в верхних фрамугах в сочетании с прямым или даже закругленным импостом.

Особым признаком нового стиля во внешнем облике как средних, так и больших окон стали окна с фрамугами, имеющими мелкое деление горбыльками, в то время как нижние створки деления не имели.

Примерно с 1910 года при устройстве окон предпочтение отдается двух- и трехстворчатым оконным переплетам, разделенным горбыльками. При этом особо подчеркивается горизонтальная сетка членений, что является особым признаком окон, этой эпохи.

Примерно с 1920 года в архитектуре сначала общественных, а позднее и жилых зданий стало утверждаться направление, которое тогда называлось «новое строительство», или функционализм. В первую очередь принималась во внимание функция здания. Функциональное назначение проявлялось в устройстве несимметричных окон с большой и маленькой створками, в дальнейшем — ленточного остекления и остекленных поверхностей большой площади. Любой элемент членения окон, который не был безусловно необходим, исключался. Горбыльки оконных переплетов почти канули в прошлое. Как направление архитектурного стиля, функционализм был широко распространен до настоящего времени. Только в последние годы в производстве окон наметилась тенденция в большей степени исходить из эстетических качеств.

Поэтому при реконструкции окон в старых зданиях, представляющих собой историческую ценность, важно помнить о том, что формы окон претерпевали с течением времени (в соответствии с архитектурными стилями) существенные изменения. Необходимо сохранять стиль окон, в то же время, придавая им новые свойства. Помимо древесины, которая традиционно предоставляет такие возможности, в оконных системах из новых материалов, таких как ПВХ или алюминий, разработаны специальные элементы, имитирующие профили и формы различных стилей. Внешне современные окна могут полностью имитировать старые. В то же время появились новые варианты их открывания, а также новые способы остекления (появление стеклопакетов), уплотнители и дополнительные аксессуары.




blog comments powered by Disqus

Похожие статьи

История стилей

Идеальное окно

Общие требования, предъявляемые к окнам, хорошо понятны. Прежде всего, окно должно герметично закрываться, обладать низкой теплопроводностью и высокой звукоизоляцией.

История стилей

Сочетание лучших качеств - комбинированные окна

Каждый материал, используемый для изготовления окон, имеет как достоинства, так и недостатки. Комбинированные окна — это своего рода попытка взять от каждого материала положительные качества и завуалировать недостатки.

История стилей

Оконный профиль по оборонной технологии – стеклопластик

Стеклопластиковые окна — самые "молодые" из всех типов окон, присутствующих сегодня на рынке, и доля их применения в жилищном и гражданском строительстве пока незначительна. Однако они обладают целым рядом достоинств: имеют хорошие показатели шумозащиты, низкий коэффициент теплопроводности, (примерно такой же, как у дерева), отличаются прочностью и долговечностью металла, биологической стойкостью, влаго - и атмосферостойкостью полимера.