Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного в помещении. Так повелось, что витраж использовался в храмах, когда окна заполнялись прозрачными пластинами камня (алебастра или селенина), из которых составляли затем орнамент. Позднее в Германии и Франции появились сюжетные витражи. А в готических соборах в стрельчатых окнах размещались многоцветные большие витражи из разноцветных стекол, скрепленных между собой свинцовыми перемычками. В эпоху Возрождения при изготовлении витражей стала применяться техника выскабливания по специальному покрашенному разноцветному стеклу.
На сегодняшний день технология производства витражей значительно расширилась.
В зависимости от техники изготовления разлючают следующие виды витражей
Классический паянный витраж - фигурные кусочки стекла вырезаются по шаблону и скрепляются между собой полосками Н-образного свинцового профиля и спаиваются между собой.
Накладной витраж — получается по технологии фьюзинга, иногда наклеиванием элементов на основу. (от английского fusing - плавка, плавление, слияние), при которой не используются металлические перегородки. Рисунок составляют на цельном базовом пласте стекла, накладывая на него разные кусочки цветного витражного стекла, стеклянные гранулы, шихту, и помещают в печь. Там, разогретый до 850° двух-, трехслойный "пирог" спекается в единое целое.
Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
В конце позапрошлого века была изобретена новая технология сборки, получившая название “Тиффани”, по имени ее создателя. По ней каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивали друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков.
Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка. Еще пленочную технологию называют технологией SGO - На прозрачное листовое стекло наносится твердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла.
Витражи диапозитивы - Изготовленны при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Витражи-диапозитивы применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению и т. п. Фотопечать на стекле и фототравление – способы сравнительно новые.
Комбинированный витраж - при его изготовлении используется несколько техник, что позволяет достичь неповторимых при использовании одной техники эффектовСуществует также технология “кастинг”, известная у нас как “муранское стекло”. Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике “спекания” рисунок на “муранском стекле” ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено. Витраж в технике пескоструйной гравировки на стекле и зеркале представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. В основном работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на “цветочно-виноградную тему”, также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле.
Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре – не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках.
Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.
Поиск: Витражи