Пн, 29 сент. 2008, 15:37:16 +0000
Сезон-2008 для рынка светопрозрачных конструкций, еще не закончен. Тем не менее уже сейчас участники рынка подводят предварительные итоги, отмечая несколько новых особенностей. Например, изменение структуры потребительского рынка, начиная от макроэкономических показателей и заканчивая потребительским поведением, а также сезонные колебания сбыта, ставшие неожиданными для большинства компаний. Однако основной тенденцией сегодня является резкое снижение доходности и, в связи с этим, поиск компаниями новых путей развития.
Сегодня на новосибирском рынке СПК работает более 460 компаний, предлагающих производство и продажу пластиковых ограждающих конструкций. На рынке стало меньше компаний с численностью до 2–3 человек. Произошло укрупнение компаний — как за счет внутреннего роста, так и за счет объединений. На сегодня штат средней компании — 20 человек персонала.
Фаворитами рынка по-прежнему остаются две компании — «БФК» (в активе компании — две производственные площадки: в Новосибирске и Красноярске; собственные офисы продаж в семи городах России и более 300 представителей; производственные мощности компании на сегодняшний день составляют около 100 тыс. кв. м конструкций из ПВХ в месяц без учета переработки алюминия) и «Новолит» (производительность заводов «Новолит» на март 2007 года составила более 300 тыс. кв. м оконных конструкций в год; дилерская сеть компании насчитывает более 200 компаний в 50 городах России). Доля каждой компании составляет порядка 25–30%.
Портрет рынка
Если говорить о «портрете» рынка светопрозрачных конструкций (СПК), то он неоднозначен и в целом вызывает смешанные чувства. В первую очередь, компании отмечают затянувшееся начало сезона, при том что в начале года на рынке было очевидное оживление (как в корпоративном секторе, так и на рынке частного заказчика), а резкий спад спроса от частных заказчиков наблюдался во втором квартале 2008 года. По мнению экспертов, в этом году реализовались далеко не все прогнозы, сделанные ранее аналитиками. Как считает директор по маркетингу и рекламе ООО «ВЕКА Рус» Сергей Ельников, сегодня, несмотря на прошлогодние прогнозы, стагнации на рынке нет, но время «легких денег» закончилось. «Тем не менее, на мой взгляд, рынок СПК находится в активной фазе, он развивается и растет. Например, объем наших продаж на территории РФ вырос за восемь месяцев 2008 года более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года».
Однако большинство экспертов все же отмечает замедление. «В целом в этом году рынок СПК растет не так активно, как в прошлые периоды, — говорит директор АНО «Ассоциация участников рынка светопрозрачных конструкций« Светлана Демина. — Я думаю, что к концу строительного сезона мы сможем говорить о 15–17% роста против 25% прошлого года». «На рынке СПК действительно замедлился рост продаж, — добавляет директор Новосибирского представительства компании «Вельтпласт« Александр Уваров. — Смею предположить, что и в последующие несколько лет будет преобладать такая тенденция, что связано прежде всего с некоторым торможением развития строительного рынка».
«Вообще, Сибирь (в 2007 году рост рынка СПК — 15–20%) несколько отстала от остальной России (в 2007 году рост около 20%), где лидером был Южный федеральный округ (25–30%), — отмечает генеральный директор УК «БФК« Максим Якубенко. — Связано это, на мой взгляд, с определенной цикличностью (например Сибирь опережала других по темпам роста в 2004–2006 годах) и влиянием различных макроэкономических процессов».
По мнению генерального директора ООО «УК «Новолит» Станислава Барковского, в этом году рынок СПК характеризуется резким снижением доходности и, как следствие, сокращением числа игроков. «Причины этого — в росте себестоимости материалов при отсутствии роста цен на изделия, — заключает Станислав Барковский. — Отсутствие роста цен для конечного потребителя связано со стагнацией и даже снижением строительного рынка в целом при достаточно большом количестве игроков на рынке. Это, естественно, приводит к ускорению процессов сокращения участников рынка».
Удержать позиции
На фоне замедления роста рынка СПК и снижения доходности сибирские компании ищут различные пути для укрепления своих позиций. Например, компания «Вельтпласт» создала долгосрочную программу развития профильной системы Weltplast и с июля этого года проводит замену всего комплекса технологического оборудования (экструзионное, смесительное и т. д.) на новейшее оборудование ведущих производителей. А компания «Века» уже увеличила производственные мощности на 30%, завершив недавно строительство второй очереди новосибирского завода.
«Новолит» пошел по иному пути. Маркетологи компании, проанализировав потребительские предпочтения, разработали новую стратегию развития сбыта, а также создали продуктовую линейку, дающую возможность продвижения продукта компании для разных целевых аудиторий. «По данным одной из исследовательских компаний федерального масштаба, большую часть потребителей России представляют low-middle-класс и люди с более низким доходом вплоть до уровня прожиточного минимума на члена семьи — их около 60%. Из этого следует, что для увеличения доли рынка компаниям стоит больше внимания уделить потребителям эконом-класса, именно у них — потенциал сегодняшнего рынка СПК. К тому же потребители из более платежеспособных сегментов в большинстве своем уже приобрели новые окна, — рассказывает специалист по маркетингу службы маркетинга и рекламы ООО «УК «Новолит« Дмитрий Павлов. — Поэтому теперь мы работаем с другой структурой потребителя».
Новые подходы в области маркетинга разработала и компания «БФК», в частности — выделив два новых направления: «БФК-Эксперт» (фокусируется на комплексном обслуживании строительных и девелоперских компаний) и «БФК-Персона» (обслуживает перспективный рынок малоэтажного строительства). «Для того чтобы укреплять свои позиции на рынке СПК, нужно учитывать намечающиеся тенденции. Первая — повышение теплосберегающих характеристик окна. 13 лет назад, когда мы только начинали работать, стандартом (тогда — люкс-стандартом) были окна из трехкамерного профиля шириной 58 мм (сейчас их называют эконом-системами) и однокамерного стеклопакета шириной 24 мм. Сегодняшние стандарты массового сибирского рынка — пятикамерный профиль шириной 70–75 мм и двухкамерный стеклопакет шириной 36–44 мм — тоже лишь промежуточная остановка. Я считаю, что в дальнейшем будет расти процент использования в стеклопакетах так называемого ТОП-стекла со специальным теплосберегающим покрытием, дистанционных рамок из ПВХ, а также технологии заполнения межстекольного пространства инертными газами. Все это существенно повышает теплозащитные характеристики стеклопакета и окна в целом, — рассказывает Максим Якубенко. — Вторая тенденция — активные инновационные разработки производителей стекла. В последнее время на рынок продвигаются самые разнообразные спецстекла, начиная самоочищающимися и заканчивая антибактериальными и светодиодными. Компании, которые в своей работе учитывают современные тенденции, имеют все шансы на дальнейшее развитие».
Как резюмирует Светлана Демина, чтобы сегодня оставаться на рынке, необходимо уделять внимание программным продуктам, позволяющим сократить расходы и издержки производства; исключить ошибки, связанные с человеческим фактором и усилить контроль над прохождением заказа. «Сегодня руководители «светопрозрачных« компаний больше заинтересованы в продаже качественных услуг, они стали обращать больше внимания на обучение и сертификацию персонала, — считает Демина. — За последний год многие компании рынка СПК усилили свой производственный потенциал и заменили старое оборудование на более новое и мощное».
Прогнозы и перспективы
Как отмечают участники сибирского рынка СПК, сегодня здесь практически не осталось успешных компаний, занимающихся только окнами. «Компании «уходят« в другие сегменты, такие как алюминиевые конструкции, фасады, офисные перегородки.
Конкуренция в этом сегменте пока еще не такая острая», — говорит Александр Уваров. «Большинство компаний, включающих сейчас в свою деятельность не только пластиковые, но и алюминиевые ограждающие конструкции, набирают объем продаж за счет строительства новых зданий и сооружений. И это уже практически сложившаяся тенденция, — добавляет Светлана Демина. — Если же говорить о рынке СПК в целом, единственное, что здесь может произойти, на мой взгляд, это активное развитие ниши деревянных евроокон. За последние годы их качество значительно улучшилось, но эти окна по-прежнему остаются в более дорогом сегменте».
«Деревянные окна — это всего лишь один из сегментов рынка, имеющий своего покупателя. Данный продукт не может быть массовым из-за его трудоемкости и, соответственно, является совсем не дешевым, — отмечает Станислав Барковский. — В дальнейшем я ожидаю (при условии нормализации экономических процессов и роста уровня благосостояния) развития сегмента нестандартных, экзотических в настоящий момент систем. Прежде всего это дерево-алюминий, дерево-пластик и т. д. Но объем этого рынка по определению цены вопроса в своем предельном росте вряд ли когда-нибудь будет составлять более 5% от объема всего рынка оконных конструкций».
Впрочем, участники рынка СПК отмечают и другие перспективы работы компаний на рынке. Например, говорят о региональном развитии, отмечая, что крупным компаниям давно уже тесно в своих регионах, в то время как на периферии есть привлекательные рынки, динамикой превосходящие Новосибирск и Красноярск. Тем не менее мнения экспертов относительно дальнейшего развития рынка СПК в целом разделились. «Я считаю, что в дальнейшем будут планомерно развиваться все сегменты рынка, — говорит Максим Якубенко. — А в ближайшие годы в условиях насыщения рынка вторичного жилья весьма вероятен рост доли лидирующих компаний с сильным брендом за счет ухода с рынка мелких и части средних компаний. Небольшие компании будут перспективны в области продаж и эксклюзивного сервиса. Производством им будет заниматься невыгодно за исключением, быть может, узких продуктовых ниш, неинтересных большим игрокам». Станислав Барковский более категоричен: «Мой прогноз таков: при отсутствии инвестиций в строительную отрасль роста на рынке СПК ждать не стоит. Сейчас все зависит только от решений данного вопроса на правительственном уровне и на уровне окончания кризисных явлений на мировом рынке».
Источник: www.com.sibpress.ru - Рынок в профиль